Йога Айенгара. Прямая связь с традицией
В феврале 2005 года R.Alexander Medin взял интервью у Прашанта Айенгара в рамках проекта "Следующее поколение" Часть 1 Чему конкретно Ваш отец учил Вас?
Дело в том, что обучение йоге отличается от обучения в любой другой сфере, будь то музыка, живопись, академические направления, и т.д., где кто-то учит вас, и вы получаете знания от этого человека. Изучение йоги это адхьятма садхана (изучение самого себя). Вы должны исследовать свое собственное я – свой ум, осознанность, разум и совесть – все ваше существо.
В йоге мы не должны просто копировать то, чему нас учат. Мы скорее должны стараться учить тому, что мы поняли, и в равной степени практиковать то, что мы изучили. Учитель может обучать нас по-своему, а мы интерпретируем и имеем предположения о том, что мы поняли, но что в действительности мы впитываем? К сожалению, зачастую мы не способны зафиксировать то, чему на самом деле учит нас наш учитель. Таким образом, естественно, возникает масса недопонимания и неправильных интерпретаций. Предмет йоги этим и отличается: мы должны понять самих себя. «Это мое тело, это мой ум, это мой разум, и это моя эмоциональная сущность». Затем мы должны приблизиться к пониманию того, как со всем этим обращаться. Я не могу обращаться со всеми этими составляющими точно таким же образом, как это делает мой отец. Потому что это – адхьятма садхана; это очень субъективно, индивидуально. Поэтому нам необходимо найти свой собственный путь.
В практике йоги учитель должен научить ученика смотреть на самого себя. Как учитель, я не должен говорить «Смотри на меня и следуй за мной» или «Вот как я веду свою жизнь, смотри и повторяй». Есть очень осязаемые, ощутимые вещи. С ними все понятно. Но более тонким моментам невозможно следовать, их невозможно увидеть. Я могу наблюдать поведение великого человека и следовать за ним, но я не буду способен понять, почему он ведет себя именно так. Обучение – это не плагиат, бихевиоризм или маньеризм. Моими кумирами могут быть Рамакришна Парамахамса или Рамана Махариши, я и могу иметь предположения о том, как они вели себя в жизни, но я никогда не пойму их полностью без знания всех фактов и причин, которые им сопутствовали. Таким образом, йога – это очень субъективный предмет. Она также является предметом, где каждый сам для себя является учителем, равно как и учеником. Каждый учится наблюдать самого себя, узнавать самого себя, учится обращаться с самим собой, и существовать с самим собой.
Мой отец научил меня смотреть на себя: «Смотри на себя и учись», - сказал он. Он никогда не говорил «Встань на мое место и делай, как я».
Были ли у вас какие-то еще учителя, помимо вашего отца?
В формальном смысле нет, но неформально – мы все находимся под влиянием очень большого числа людей. Ребенок может быть нашим учителем. Очень много учителей учило нас в прошлых жизнях. Я признателен всем людям, кто оказал влияние на то, что я стал тем, кем я стал: моя мать, мой отец, все мои предки, и вся линия передачи, к которой я принадлежу. Общество также внесло свой вклад в мое становление, наряду с мудрецами прошлого. Отверженные или те, кого некоторые считают представителями низшей касты, также внесли свой вклад в мое становление.
Самая главная вещь, которой Ваш отец научил Вас?
Быть верным самому себе, позволить моей сущности продолжать раскрываться.
Что Вы считаете его основным вкладом в мир йоги?
Ок, давайте скажем «асаны». Большинство людей думают, что асаны предназначены для различных аспектов нашего тела и ума – что-то для тела, что-то для ума, что-то для сознания. Вкратце, мой отец превратил практику асан в адхьятма садхану. В аштанга йоге, асана – это всего лишь один из восьми лепестков, но это неотъемлемая, существенная часть. Если я посмотрю на себя и скажу: «это я, и это я, и это я», я никогда не смогу отделить что-то от моего цельного существа. Поэтому, если асаны – это просто физические упражнения, и в них нет элемента йоги, они не могут быть частью йоги. Что такое йога? Ниродха(сдерживание). Что такое ниродха? Abhyasa vairagyabhyam tan nirodhah (Ниродху можно понять через практику и непривязанность, Йога Сутры 1.13). Поэтому если в асанах нет ниродхи, как они могут быть асанами йоги? Тогда это просто физические упражнения.
Какой вклад, по Вашему мнению, Вы можете внести в учение Вашего отца?
Я не могу брать на себя никаких обязательств; все, что я могу сделать – я буду делать.
Ощущаете ли Вы какое-либо давление в связи с необходимостью оправдывать ожидания?
Нет, потому что я – это я.