Основной идеей стиля йоги Айенгара является расслабление, причем не только физическое, но и ментальное. При этом необходимо было найти оптимальный баланс между пассивностью и активностью мышц, что давалось не сразу из-за закрепощенности тела. Именно поэтому Гуру стал использовать в своей практике вспомогательные предметы:
- Кирпичи, которые позже стали называть пропсами.
- Плотные валики из одеял, именуемые болстерами.
- Деревянные скамьи особой конструкции.
- Станки, чем-то напоминающие балетные. С их помощью слабые люди могли идеально выполнить асану, не тратя много сил.
- Стулья специальной конструкции, которые часто использовались для освоения наклонов вперед, а также для облегчения перевернутых положений.
- Ремни.
- Сложенные в несколько раз пледы для снижения нагрузки на суставы.
Все эти предметы помогают начинающим практикам йоги добиваться не только идеального положения тела, какого требует метод Айенгара, но и нужной степени расслабления.
Основа практики
Особенность методики Айенгара заключается в том, что за счет попыток сделать асану идеальной, человек тотально концентрируется на мельчайших деталях ее построения. Таким образом он достигает состояния медитации на своей теле.
В отличие от динамического стиля, которому обучался юный Беллур у Т.Кришнамачарьи, его личный стиль преподавания стал более статичным, медленным, без многочисленных виньяс, которые требовал выполнять Тирумалай. Айенгар стал больше уделять внимания тонким нюансам выполнения каждой асаны, развивая ее от простого к сложному, а также сосредотачиваться на ощущениях в ней. Он мог подолгу рассуждать о важности натягивания большого пальца ноги или расправлении кожи на боковой линии колена, подчас вводя в недоумение многих практиков, считающих, что не это главное в йоге.
Б.К.С. Айенгар объяснял свою позицию просто: « Если больше человек осознает мельчайших деталей его тела, тем глубже работа его ума, тем шире становится его сознание. Добиваясь максимального слияния ума и тела, практик йоги достигает состояния медитации намного легче, чем сидя по нескольку часов в Падмасане.»
Тонкости стиля
Одной и весомых особенностей йоги Айенгара является постепенное освоение каждой позы, начиная с самых базовых движений. При таком подходе у человека вырабатывается:
- правильное понимание управлением мышцами и суставами тела, без вреда для здоровья;
- уважительное отношение к телу, без попыток добиться всего и сразу любой ценой;
- умение корректно выстраивать каждую позу, независимо от возможностей тела;
- понимание, как помочь своему телу избавиться от различных спазмов, зажимов и застойных явлений.
По мере продвижения в практике йоги Айенгара йогин учится равному воздействию на обе стороны тела, уравновешивая их и избавляясь от асимметрии. В этом плане стиль Беллура можно считать волшебным, так как огромное количество людей избавились от проблем со здоровьем благодаря вдумчивой практике по его системе.
Несмотря на индивидуальный подход к каждому человеку, Б.К.С. Айенгар имел четкую схему асан, насчитывающих около 250 поз, которой неукоснительно следовал при обучении. Много внимания уделяется положениям стоя, а также перевернутым асанам. Помимо этого большому вниманию Гуру уделял увеличению длительности пребывания в асане, благодаря чему все сегменты тела прорабатывались максимально глубоко и эффективно, избавляя человека от проблем со здоровьем.
Статьи по теме: